20+ фактов со съемок фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», который был признан лучшим даже в Англии.
В нынешнем году исполняется 41 год с момента создания многосерийного фильма Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Его успех был так велик, что после показа премьерных серий зрители завалили режиссера письмами с просьбами снять продолжение истории. В итоге «Приключения» радовали публику целых 7 лет.
История легендарного сериала началась с того, что двое сценаристов однажды принесли на «Ленфильм» сценарий по мотивам ранних произведений Артура Конан Дойла. Это была их личная инициатива — изначально никто не планировал экранизировать приключения Холмса и Ватсона.
Тем не менее сценарием заинтересовался режиссер Игорь Масленников, хотя он и не был большим поклонником детективов. Однако в предложенной истории Масленникову понравилось название «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Ведь до этого во всех фильмах, снятых про Холмса, доктор Ватсон незаслуженно оставался за кадром. Так что основной фишкой картины должны были стать взаимоотношения этих двух персонажей.
Как часто бывает, самым непростым оказалось утверждение актеров на главные роли. Кандидатуру Василия Ливанова режиссеру подсказал оператор — дело в том, что до съемок в «Холмсе» актер постоянно носил усы, но зоркий глаз оператора смог разглядеть под ними облик знаменитого сыщика.
Помимо Ливанова пробы также проходили Олег Янковский и Александр Кайдановский. Однако общее мнение было однозначным: Василий Ливанов идеально подходил для роли Шерлока. Правда, Масленникова сразу же предупредили о непростом нраве актера, сказав, что он «шумный и непредсказуемый».
В итоге работать с Василием Борисовичем оказалось действительно трудно. Позднее режиссер говорил об их сотрудничестве так: «Моя седая голова — это результат 8-летнего общения с Ливановым... Терпел потому, что уж очень удачный был выбор». Более того, после окончания съемок Игорь Масленников не разговаривал с актером несколько лет.
Следующей важной задачей стало утверждение актера на роль Ватсона, образ которого не был подробно описан в книгах. К счастью, просматривая актерскую картотеку, режиссер увидел фотографию Виталия Соломина с накладными усами. Тогда Масленников понял, что со снимка на него смотрит молодой Конан Дойл. И несмотря на то что худсовету не понравилась «слишком славянская внешность» актера, режиссер отстоял свой выбор.
Кстати, в первоисточнике Шерлок Холмс никогда не произносил крылатую фразу «Элементарно, Ватсон». В книге сыщик говорил своему спутнику лишь одно слово «Элементарно!» в рассказе «Горбун». А до этого просто обращался к нему «Дорогой Ватсон». Впервые фраза «Элементарно, Ватсон!» прозвучала в английском фильме «Возвращение Шерлока Холмса» 1929 года.
Когда подбирали актрису на роль миссис Хадсон, худсовет попытался отговорить режиссера снимать Рину Зеленую, ссылаясь на ее возраст: «Да вы что, ей уже 77! Она не выдержит, не доживет до конца съемок». Однако Рина Васильевна прекрасно справилась с задачей и очень полюбилась зрителям.
После успеха первых серий Игорь Масленников даже предложил актрисе расширить ее роль в следующих сериях, но Зеленая воскликнула: «Ни в коем случае! Я еще никогда не играла мебель. Мне это нравится». Кстати, во время съемок последней части фильма ей было уже 84 года и она шутя настаивала, чтобы ее называли Руина Зеленая.
Отдельного упоминания достойна знаменитая мелодия из сериала. Режиссер долго не мог понятно объяснить композитору, какой результат ему нужен. Масленников говорил, что ему нужно «что-нибудь имперское». Спустя какое-то время он настроил свой радиоприемник на волну ВВС и записал на диктофон позывные этой радиостанции. Когда он включил запись композитору, тот мгновенно отреагировал: «А, понял! Бриттен на темы Пёрселла!» И через несколько минут заиграл известную многим музыкальную тему.
Конечно, в те времена не могло быть и речи о том, чтобы снимать фильм в Англии. Так что всю натуру нашли в СССР: Лондон снимали в Ленинграде, в Прибалтике и на Кавказе. Правда, для серии «Сокровища Агры» нужно было снять панорамный проезд по Темзе, и в кадре действительно появляется эта река. По просьбе режиссера ее снял один из зарубежных корреспондентов Центрального телевидения, который как раз находился в командировке в Лондоне.
Во время съемок истории по мотивам рассказа «Пестрая лента» съемочная группа столкнулась с серьезной ошибкой Конан Дойла. В оригинале змея выползала из вентиляционного отверстия, затем спускалась на пол и снова поднималась по шнуру от колокольчика. Но на самом деле выяснилось, что змеи не умеют ползать по висящей веревке, так как им нужна твердая опора. Так что снять спускающееся пресмыкающееся не получилось и зрителям показали лишь кадр, где змея ползет по стене.
Одним из самых ярких фильмов получилась экранизация повести «Собака Баскервилей». На роль зловещего животного пробовался даже теленок, но в итоге было решено снимать дога. По сюжету надо было намазать собаку фосфором, но, когда это сделали, выяснилось, что животное начинает мгновенно его слизывать.
Тогда собаку решили обклеить светоотражающей пленкой, но после нескольких дублей от этой идеи отказались — на экране все выглядело так, будто по болотам бегает какой-то скелет. В итоге была изобретена особая маска, сделанная из черного бархата, скотча, пенопласта и светоотражающей краски.
Изначально роль сэра Генри должен был играть не Михалков, но в какой-то момент «прежний» актер отказался и пришлось срочно выписывать из столицы Никиту Сергеевича. Вместе с ним за компанию приехал его друг, известный актер и режиссер Александр Адабашьян. Друзья тут же начали вести себя по-хозяйски: раздавали советы команде и актерам, хихикали и обсуждали работу Масленникова.
Чтобы прекратить это безобразие, режиссер пошел на хитрость. Он предложил Адабашьяну роль Бэрримора, чтобы у того просто не было времени на разговоры. К тому же теперь Александр был его подчиненным и не мог его не слушаться.
Знаменитую овсянку для сэра Генри варила ассистентка режиссера. Причем она делала кашу такой вкусной, что съемочная группа просила девушку варить побольше, чтобы подкрепиться после работы. Правда, однажды кто-то съел всю кашу, не дождавшись окончания съемок, в итоге к кастрюльке пришлось приставлять охрану.
Вообще съемки в «Собаке Баскервилей» многим актерам дались непросто. Виталий Соломин, например, был вынужден почти каждый день летать в Москву, так как он был задействован в важном спектакле. А Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, находилась в положении и была недовольна, что ее роль содержит несколько мрачных монологов.
Несмотря на все трудности, результат получился блестящим. А вот гонорары у актеров были небольшие. Так, ведущие актеры получали по 50 рублей за смену.
Роль таинственного профессора Мориарти в заключительных сериях должен был исполнить Иннокентий Смоктуновский. А Виктор Евграфов, который в итоге и сыграл злодея, должен был всего лишь исполнить трюки за Смоктуновского. Тем не менее, когда режиссер увидел Евграфова в гриме и в костюме, тут же решил снимать именно его. Правда, из-за сильного южнорусского акцента Виктора озвучивать Мориарти доверили Олегу Далю.
История про Шерлока Холмса стала очень популярна среди зрителей. Многие фразы стали крылатыми и ушли в народ. Также на волне популярности появилось множество анекдотов про эту легендарную парочку. Однако в 1986 году съемки все-таки были окончены — актеры просто устали играть одних и тех же персонажей, к тому же многим в силу возраста уже было тяжело работать. Например, к концу съемок Рина Зеленая практически полностью потеряла зрение.
Старания актеров были оценены не только дома. За роль Шерлока Холмса королева Елизавета II пожаловала Василию Ливанову орден Британской империи, а Маргарет Тэтчер назвала актера лучшим Холмсом, что она видела. Наградить Ливанова орденом предложил посол Великобритании в России, отметив, что Ливанов «прекрасно стал Шерлоком Холмсом, может быть, лучше английских актеров».
Сам Василий Борисович считает, что съемочной группе удалось так хорошо экранизировать повести Конан Дойла и передать атмосферу Англии потому, что во время работы все придерживались авторского текста, старались передать «ту самую атмосферу» и не пытались добавить ничего «от себя».